
Источник: https://clck.ru/QsNPB
Введение
Пищевое поведение формируется в течение первых лет жизни в качестве биологического и поведенческого процессов, которые направлены на удовлетворение потребностей для роста и здоровья. На протяжении значительной части истории человечества нехватка продуктов представляла собой серьёзную угрозу выживанию, поэтому пищевое поведение людей и практика кормления детей эволюционировали в ответ на эту опасность. Поскольку младенцы рождаются в самых разнообразных культурах и кухнях мира, они, будучи маленькими всеядными созданиями, оснащены рядом поведенческих предрасположенностей, благодаря которым учатся принимать доступную им пищу. В исторически сложившихся условиях дефицита семейные обязанности и ресурсы были направлены на добычу и приготовление пищи, которая зачастую имела недостаточную энергетическую ценность и низкий уровень питательных веществ и вкусовых качеств. В противоположность этому, сегодня в странах, не являющимися странами третьего мира, пищевые привычки у детей формируются в беспрецедентных условиях пищевого изобилия, где вкусные, недорогие и готовые к употреблению продукты легко доступны.
В данном обзоре описаны факторы, влияющие на формирование пищевых предпочтений и пищевого поведения детей в течение первых лет жизни, позволяющие получить представление о том, как условия нынешнего пищевого изобилия могут помочь в формировании моделей потребления пищи, которые способствуют ускоренному увеличению веса и ожирению.
В частности, особое внимание уделено описанию детских предрасположенностей и практик кормления детей, используемых родителями. Выводы говорят о том, что практики кормления детей, которые формировались на протяжении истории человечества в качестве эффективной меры, связанной с угрозой нехватки продуктов продовольствия, могут на самом деле, в сочетании с естественными предпочтениями и предрасположенностями младенцев, способствовать перееданию и избыточному весу в наших нынешних условиях питания. Также, наряду с относительно недавними изменениями в нашей среде питания, параллельное сокращение возможностей для физической активности, несомненно, приводит к положительному энергетическому балансу и ожирению, но данная статья не охватывает этот момент.
Первые пять лет жизни являются временем стремительного физического роста и изменений и периодом, когда формируются пищевые привычки, которые могут послужить основой для моделей питания в будущем. В течение этих первых лет дети начинают понимать, что, когда и сколько едят, основываясь на передаче культурных и семейных убеждений, взглядов и обычаев, связанных с едой и приемом пищи. На протяжении всей статьи особое внимание уделено основополагающей роли родителей и других значимых взрослых в структурировании раннего опыта еды и приёма пищи у детей, а также рассмотрено то, как это связано с пищевым поведением ребёнка и набором веса.
Текущая пищевая обстановка
В наше время еда и напитки доступны в большинстве мест повседневной жизни. На 2002 год в Объединённых Штатах насчитывалось 514,085 заведений общественного питания, а также 152,582 магазина, где можно было приобрести продукты питания и напитки. Кроме того, растущее разнообразие недорогих и высококалорийных продуктов питания становится всё более и более доступным. Типичный американский супермаркет насчитывает в предлагаемом ассортименте 45,000 наименований товаров, а порции, которые подаются в ресторанах и заведениях быстрого питания, часто вдвое превышают размер порции, ныне рекомендованной Министерством сельского хозяйства США.
В большинстве семей женщины несут основную ответственность за кормление детей. Однако изменения в структуре занятости и семьи повлияли на то, что женщины стали уделять этому занятию меньше времени. В период с 1975 по 2004 год доля работающих матерей, имеющих детей младше 18 лет, возросла с 47% до 71%. Более того, доля полных семей с детьми в возрасте младше восемнадцати лет, где работают оба родителя, составляет 61%. Семьдесят два процента матерей-одиночек являются трудоустроенными. Кроме того, женщины чаще мужчин воспитывают и кормят своих детей без содействия со стороны супруга: 23% детей в возрасте младше 18 лет живут только с матерью.
Одним из последствий данной тенденции является то, что маленьких детей, как правило, кормит кто-то, помимо родителей. Фактически, 31% детей дошкольного возраста получает внедомашний уход, включая время принятия пищи с бабушкой, дедушкой или другим родственником, и 41% посещает детские дошкольные учреждения. Вдобавок, семьи проводят меньше времени за совместным обедом. Только 55% родителей, состоящих в браке, и 47% одиноких родителей завтракают вместе со своим ребёнком дошкольного возраста. В довершении ко всему, дети всё чаще и чаще принимают еду вне дома, которая приготовлена также вне дома. Около 40% бюджета, который тратится на питание семьи, теперь приходится на еду вне дома. При таких условиях детям подают особенно крупные порции, и они потребляют больше калорий и жиров, чем если бы кушали дома. В совокупности данные тенденции показывают, что нынешние дети, по сравнению с предыдущими поколениями, проводят меньше времени за семейным столом и регулярно употребляют большие порции вкусных и высококалорийных блюд.
Ранние вкусовые ощущения и опыт знакомства с пищевыми вкусами в амниотической жидкости
Появляется всё большее данных, свидетельствующих о том, что выбор продуктов питания матерью во время беременности может создать основу тому, как младенец будет воспринимать твёрдую пищу в будущем. Амниотическая жидкость окружает плод, поддерживает его температуру и является богатым источником сенсорного воздействия. Оказывается, в околоплодных водах присутствует множество вкусов из материнского рациона. Посредством вкусовых зон взрослого человека были обнаружены запахи и компоненты чеснока, тмина и карри в околоплодных водах беременных женщин, которые употребляли чесночное масло в капсулах и пряную пищу, соответственно. Поскольку органы вкуса и запаха функционируют уже во время внутриутробной жизни, а также потому, что ребёнок регулярно глотает околоплодные воды, первый опыт вкусовых ощущений осуществляется ещё до рождения. Знакомство с «передаваемыми» вкусами влияет на восприятие данных вкусовых особенностей младенцем в послеродовой период. Джули Меннелла (Julie Mennella) с коллегами изучили воздействие многократного пренатального употребления морковного сока и обнаружили, что младенцы, рождённые у женщин, которые пили морковный сок в течение трёх недель подряд в третьем триместре беременности, демонстрировали меньше негативных эмоций при первом употреблении каши с морковным вкусом по сравнению с обычной кашей. Полученные выводы свидетельствуют о том, что знакомство со вкусами начинается в утробе матери, где ребёнок ощущает вкус продуктов материнского рациона, и что этот ранний опыт может послужить «вкусовым мостиком», с которого произойдёт знакомство ребёнка с вкусовыми особенностями материнского рациона. Как будет показано ниже, знакомство с продуктами играет ключевую роль в приобретении пищевых и вкусовых предпочтений.
Влияние грудного вскармливания
Грудное вскармливание рекомендуется в качестве оптимального метода кормления в первые шесть месяцев жизни с последующим введением твёрдой пищи и продолжением грудного вскармливания на протяжении, как минимум, одного года. Эти рекомендации в значительной степени основаны на доказательствах того, что грудное молоко способствует нормальному росту, а также обладает иммунологическими свойствами, которые обеспечивают раннюю защиту от инфекций, а также уменьшает риск младенческой заболеваемости и смертности. Всё большее количество литературы также свидетельствует о том, что грудное вскармливание имеет небольшой, но надёжный защитный эффект против ожирения. В частности, Кристофер Оуэн (Christopher Owen) и его коллеги провели систематический обзор шестидесяти одного исследования, двадцать восемь из которых предоставили отношения шансов для изучения влияния грудного вскармливания на ожирение от младенчества до совершеннолетия. Они обнаружили связь между грудным вскармливанием и уменьшенным риском ожирения среди младенцев, детей раннего возраста, детей старшего возраста и взрослых с нескорректированным отношением шансов 0,50, 0,90, 0,66 и 0,80 соответственно. Кроме того, Стефан Аренц (Stephan Arenz ) и его коллеги проанализировали двадцать восемь исследований, изучающих связь между грудным вскармливанием и детским ожирением, которые соответствовали следующим критериям включения: необходимо было указывать относительный риск, сообщать о способе кормления, определять ожирение при помощи ИМТ (индекса массы тела), а возраст при последнем наблюдении должен был быть от пяти до восемнадцати лет. Из этих двадцати восьми исследований девять исследований с участием более 69 000 детей отвечали критериям мета-анализа. Они обнаружили существенное скорректированное отношение шансов (СОШ) для «получивших грудное кормление когда-либо ранее» 0,78, 95% ДИ (0,71-0,85) в фиксированной модели. Эти отношения шансов, которые существенно ниже значения 1,0, указывают на значительно более низкий риск последующего ожирения среди тех, кто находился на грудном вскармливании, даже с поправкой на другие факторы.
В пятнадцати из двадцати двух высококачественных исследований, которые входили в состав одного обзора, было обнаружено, что защитные эффекты наблюдаются более последовательно среди детей школьного возраста и подростков, чем среди детей младшего возраста. Одно из возможных объяснений заключается в том, что влияние грудного вскармливания на последующий вес может быть примером метаболического или поведенческого программирования, в котором влияние грудного вскармливания на весовой статус проявляется только на более позднем этапе развития, и в данном случае может не иметь чётких проявлений до подросткового или взрослого возраста.
Однако на данный момент механизмы, с помощью которых грудное вскармливание оказывает защитное действие, остаются неизученными.
Прежде всего, грудное вскармливание является идеальным методом кормления детей человека и влияет на развитие анатомии и физиологии желудочно-кишечного тракта, что отличается от кормления смесями; так что люди, которых в младенчестве вскармливали грудью или смесями, могут иметь разную степень усвоения и задействования питательных веществ позже в жизни. Кроме того, существуют некоторые данные о двух дополнительных поведенческих механизмах, которые можно объяснить посредством защитных функций грудного вскармливания. Первый механизм связан с влиянием грудного вскармливания на приём пищи, а второй включает в себя контроль за потреблением энергии. Органолептические свойства грудного молока могут облегчить переход на модифицированный рацион питания взрослых. Многие вкусы материнского рациона встречаются в грудном молоке. Например, вкусовые зоны взрослых могут распознать привкус чеснока, алкоголя и ванили в образцах молока кормящих женщин, которые употребляли эти продукты перед тем, как сдать экземпляры молока. Вкус грудного молока влияет на то, как младенец его потребляет.
Например, время сосания грудного молока с привкусом чеснока и ванили было выше по сравнению с продолжительностью сосания молока, в котором отсутствовали данные вкусовые качества. Также на примере выборки из 45 матерей с младенцами, которые были случайным образом рандомизированы в одну из трёх групп, Меннелла (Mennella ) и его коллеги протестировали гипотезу о том, что опыт с вкусовыми особенностями грудного молока способен изменить то, как младенцы воспринимают определённые продукты и в какой степени наслаждаются ими. Участники первой группы пили морковный сок во время беременности и воду во время грудного вскармливания; во второй группе употребляли воду во время беременности и морковный сок во время кормления грудью, а контрольная группа пила воду в обоих случаях. Результаты показали, что многократный контакт со вкусом моркови в послеродовой период способствовал лучшему восприятию и более высокому наслаждению морковным вкусом в кашах для младенцев. Эти данные показывают, что вкусовые качества грудного молока, которые меняются в зависимости от рациона матери, обеспечивают младенца разнообразной вкусовой средой. Этот ранний опыт с вкусовыми особенностями, по всей видимости, облегчает то, как младенцы воспринимают продукты из разнообразного рациона питания взрослых, особенно употребляемых матерью во время лактации. В отличие от различных вкусовых ощущений, передаваемых с грудным молоком, младенцы на молочной смеси получают постоянный неизменный вкус.
Существуют лишь ограниченные данные о том, что эти ранние различия во вкусовых ощущениях, передающихся с грудным молоком и смесью, также влияют на то, как младенцы будут воспринимать твердую пищу впоследствии, особенно те продукты, знакомство с которыми иначе могло бы вызвать некоторые трудности, например, овощи. Сьюзан Салливан (Susan Sullivan) и Линн Берч (Leann Birch) провели краткосрочное продольное исследование с участием девятнадцати детей в возрасте от четырех до шести месяцев, находящихся на грудном вскармливании, и семнадцати детей, находящихся на искусственном вскармливании и их матерей, чтобы изучить влияние режима кормления и многократного контакта на восприятие первого овощного пюре. Участники случайным образом были распределены в группу многократного кормления овощным пюре, состоящим из одного продукта – гороха или зелёной фасоли. Результаты показали, что метод кормления грудных детей влияет на дальнейшее восприятие; в первичном употреблении овощей не было обнаружено различий между детьми на естественном и искусственном вскармливании; однако, в отличии от детей на искусственном вскармливании, дети на грудном вскармливании употребляли больше овощей впоследствии и продолжали употреблять значительно больше овощей спустя десять приёмов. Эти результаты соответствуют мнению о том, что, в отличие от смеси, грудное вскармливание может способствовать более лёгкому принятию твердой пищи.
Вторая гипотеза, затрагивающая защитное воздействие грудного вскармливания на появление избыточного веса в будущем, заключается в том, что благодаря грудному вскармливанию у младенцев появляется больше возможностей к овладению навыком самостоятельного регулирования потребления. Ограниченное количество данных свидетельствует о том, что младенцы обладают некоторой способностью саморегулировать потребление калорий, регулируя объём потребляемого молока, хотя на это может влиять практика кормления матери.
При кормлении из бутылочки, в отличие от грудного вскармливания, младенец прикладывает меньше усилий, чтобы получить молоко, поэтому на искусственном вскармливании ребёнок играет более пассивную роль в процессе кормления и имеет меньше возможностей контролировать потребляемое количество молока, вследствие чего можно легко перекормить младенца. В свою очередь младенец, находящийся на грудном вскармливании, должен принимать активное участие, чтобы добыть молоко из груди. Повышенный уровень контроля со стороны матери, который возникает при кормлении из бутылочки, уменьшает возможность младенцев контролировать количество потребляемого молока. Ограниченные данные указывают на то, что младенцы, находящиеся на искусственном вскармливании, потребляют больше молока и набирают вес быстрее, чем младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, что увеличивает риск детского ожирения. Более того, исследования подтверждают, что разница в потреблении молока между младенцами на грудном и искусственном вскармливании увеличивается с возрастом. Иными словами, несмотря на ограниченное количество доказательств, грудное вскармливание и кормление смесью предоставляют весьма различные возможности для развития навыка раннего саморегулирования потребления энергии; и необходимо проведение дополнительных исследований, чтобы оценить, как эти разные методы кормления влияют на развивающийся механизм контроля потребления энергии, набора веса и риска детского ожирения.
Вопрос о том, контролируют ли младенцы потребление энергии во время кормления и как они это делают – не является новым. Клара Дэвис (Clara Davis) провела плодотворное исследование в конце 1920-х и 1930-х годах, предоставив первое свидетельство о естественной способности младенцев к саморегулированию потребления энергии. Согласно исследованиям Дэвис, младенцы и дети ясельного возраста хорошо росли и мало болели, если им была предоставлена возможность выбирать и употреблять различные, простые в приготовлении продукты при каждом приёме пищи. 36 Как упоминалось ранее, Сэмюэл Фомон (Samuel Fomon) и его коллеги вновь обратились к проблеме саморегуляции потребления энергии, возникающей из-за регулярных изменений в энергетической плотности детской смеси. К возрасту шести недель доношенные дети, которых кормили концентрированной смесью (100 ккал/мл), потребляли меньшие объёмы по сравнению с теми младенцами, которых кормили разбавленной смесью (54 ккал/мл); таким образом, общее суточное потребление энергии не имело различий между двумя группами. В 1977 году результаты наблюдений Шэрон Пирси и Джона де Кастро (Sharon Pearcey и John De Castro) дополнили эти экспериментальные данные, обнаружив, что индивидуальные различия в потреблении энергии во время еды у двенадцатимесячных младенцев были близки к 47%, в то время как вариативность суточного потребления энергии составляла 17%. Подобно этому, в работе, проведённой Робертой Коэн (Roberta Cohen) и коллегиами, не было обнаружено разницы в суточном потреблении энергии среди младенцев в возрасте от четырех до шести месяцев, кто был исключительно на грудном вскармливании и теми, кто был на грудном вскармливании и прикорме. Это свидетельствует о том, что младенцы способны регулировать потребление грудного молока в соответствии с энергетическими свойствами твёрдой пищи.
Способность регулировать потребление энергии также описана на примере детей дошкольного возраста. Дети реагировали на скрытые манипуляции, связанные с энергетической ценностью первых блюд, корректируя их последующее потребление таким образом, чтобы общее количество энергии за один приём пищи и энергия, потребляемая в течение 30-часового периода, поддерживались в условиях, когда в качестве первых блюд были предложены низкокалорийные или высококалорийные продукты.
Различия среди детей дошкольного возраста в их способности саморегулировать потребление энергии были связаны с разницей в весе. Например, Сьюзан Джонсон (Susan Johnson) и Линн Берч (Leann Birch) исследовали влияние веса на регулирование потребления энергии у семидесяти семи детей в возрасте от тре6х до пяти лет. Каждый ребёнок принимал участие в двух курсах лечения, различающихся только калорийностью напитков, полученных перед обедом - одна группа получала низкокалорийную дозу фруктового напитка, а другая - высококалорийную дозу равного объёма. Через двадцать минут дети самостоятельно выбирали блюдо из знакомого обеденного меню (например, хот-доги из индейки, американский сыр, несладкое яблочное пюре, морковные палочки, фруктовые батончики и 2%-ое молоко), чтобы оценить свою способность регулировать потребление пищи в ответ на изменения энергетической плотности предварительно полученных напитков. Исследователи пришли к выводу, что дети с большим весом обладали меньшей способностью корректировать свой обед с учётом энергетической разницы ранее выпитого напитка. Линн Берч (Leann Birch ) и Дженнифер Фишер (Jennifer Fisher) использовали аналогичный протокол для исследования связи между весом и компенсацией калорий у детей в выборке из 197 пятилетних белых
девочек неиспаноязычного происхождения. Были использованы данные двух отдельных обедов, которые различались калорийностью употребляемого напитка перед обедом (высококалорийный или низкокалорийный). И снова, после небольшого перерыва, участники самостоятельно выбирали перекус по своему желанию (например, бутерброд, морковь, яблочное пюре, печенье или молоко). Результаты показали существенные индивидуальные различия в том, как девочки регулировали потребление калорий во время обеда с учётом различий энергосодержания предварительно выпитых напитков. В среднем девочки компенсировали только половину калорий из напитков. В этом случае была обнаружена связь между ограничительными методами кормления, используемыми матерями, с более низкой способностью к компенсации и более высоким весом у девочек. В то время как младенцы демонстрируют предрасположенность к реагированию на различия энергетической плотности в раннем возрасте, ранний опыт ребенка, в том числе практика кормления, формирует развитие индивидуальных особенностей в способности к саморегуляции. То, что младенцы и маленькие дети способны к саморегулированию потребления энергии в условиях исследования при отсутствии вмешательства взрослых и при наличии только простой в приготовлении здоровой пищи, не говорит о том, в какой степени эта способность может быть применена в текущей семейной среде.
Влияние генетической предрасположенности и многократного воздействия* в младенчестве и детстве на приём пищи
*ребёнок пробует один и тот же продукт несколько раз
Новорождённым не нужно изучать свои предпочтения относительно базовых вкусов (сладкий, соленый, кислый, горький). Они, скорее, предрасположены к приятным вкусам. Вскоре после рождения младенцы отдают предпочтение сладкому и отказываются от кислого и горького. Предпочтение к солёной пище проявляется примерно в четыре месяца. Считается, что эти предрасположенности эволюционировали, чтобы выполнять защитную функцию, стимулируя потребление высококалорийных продуктов (что зачастую ассоциируется со сладким вкусом) и препятствуя употреблению токсинов (о чём сигнализирует горький и кислый вкус). Эти вкусовые предпочтения заложены природой и проявляются, когда младенцы переходят от исключительно молочного вскармливания к разнообразному рациону питания взрослых. Как правило, младенцы охотно принимают сладкую пищу, такую как фрукты, ароматизированные йогурты и соки, тогда как несладкие продукты, такие как овощи, которые могут содержать горькие компоненты, изначально отвергаются. Лабораторные исследования подтвердили, что маленькие дети охотнее отдают предпочтение вкусам, связанным с высококалорийной пищей. Даже фрукты и овощи, которым дети отдают наибольшее предпочтение (например, бананы, яблоки, картофель и горох), как правило, содержат высокий уровень энергии. Врождённое предпочтение высококалорийной пище может быть одним из катализаторов, стимулирующих потребление энергии детьми в условиях изобилия продуктов питания.
С другой стороны, то, как дети воспринимают менее привлекательные продукты (например, овощи), формируется опытом, связанным с употреблением этих продуктов. Дети определяют, какие продукты им нравятся, а какие нет, пробуя пищу на вкус и связывая вкусы с социальным контекстом и физиологическими последствиями употребления. Склонность детей отказываться от нововведенных продуктов часто бывает всего лишь проявлением неофобии. Несколько исследований показали, что предпочтения детей к новой пище и принятие новых продуктов улучшаются при повторном употреблении этих продуктов в непринужденной обстановке. Ребёнку дошкольного возраста необходимо предлагать новый продукт от десяти до шестнадцати раз перед тем, как он признает данный продукт. В то же время совершенно необязательно, что у ребёнка появится симпатия к предлагаемому продукту; но побуждать детей пробовать новые продукты является необходимой частью этого процесса. Важно понимать, что это является нормальным процессом принятия продуктов, так как примерно четверть родителей младенцев и детей ясельного возраста делают преждевременные выводы относительно вкусовых предпочтений ребёнка на основании двух или менее контактов с определённым продуктом.
Переход к модифицированному рациону питания взрослых: потребление продуктов питания и напитков
В течение первого года жизни режимы питания подвергаются стремительным изменениям. Изначально младенцы получают все питательные вещества из одного источника жидкости (например, молока), потребляемого примерно каждые два-четыре часа. Однако к концу первого года жизни младенец уже потребляет много продуктов из рациона, характерного для конкретной культуры, имея видоизменённый режим питания и перекусов. Американская Академия Педиатрии (AAP), рекомендует кормить грудью в течение первых четырех-шести месяцев жизни и вводить прикорм, когда ребёнок достаточно развит для этого. На данный момент показатели о влиянии прикорма в раннем возрасте на развитие ожирения противоречивы. Только четыре локальных исследования изучали связь между временем введения прикорма и увеличением веса в продольных исследованиях. В двух из них была обнаружена связь между ранним введением твёрдой пищи и ожирением в возрасте двенадцати месяцев и восемнадцати месяцев независимо от грудного вскармливания. Однако в других исследованиях с аналогичным дизайном не удалось выявить связи между ранним введением твёрдой пищи и детским ожирением в возрасте двадцати четырёх месяцев и семи лет. Следовательно, существует необходимость в хорошо спланированных проспективных, продольных исследованиях, изучающих эту связь, чтобы лучше понять влияние раннего введения твердой пищи на развитие детского ожирения.
Результаты недавнего исследования «Кормление младенцев и детей ясельного возраста», в котором были предоставлены данные о режимах питания 3,022 младенцев и малышей в возрасте от четырех до двадцати четырех месяцев, также вызвали обеспокоенность относительно чрезмерного потребления калорий и качества пищевого рациона детей младшего возраста. Барбара Девани (Barbara Devaney) и ее коллеги обнаружили, что зарегистрированное среднее потребление энергии превышает предполагаемую энергетическую потребность на 10% для младенцев от четырех до шести месяцев, на 23% для младенцев от семи до двенадцати месяцев и на 31% для детей ясельного возраста от двенадцати до двадцати четырех месяцев. Анализы исследований также показали, что дети потребляли значительное количество высокоэнергетической, но бедной питательными веществами пищи. Например, наиболее распространенным овощем, потребляемым среди детей в возрасте от пятнадцати до восемнадцати месяцев, был картофель фри, и примерно пятьдесят процентов детей в возрасте от семи до восьми месяцев употребляли какой-либо десерт и сладкий или подслащенный напиток. Результаты также показали, что от 18% до 33% младенцев и детей ясельного возраста не съедали порцию овощей, а 23% младенцев и 33% детей ясельного возраста не употребляли фруктов. Более того, тёмно-зелёные листовые овощи употребляли менее 10% младенцев и малышей. Таким образом, складывается впечатление, что необходимо мотивировать родителей и опекунов неоднократно предлагать богатые питательными веществами и соответствующие возрасту продукты, (например, фрукты, тёмно-зелёные и жёлтые овощи и йогурт) вместо удобных высококалорийных продуктов и перекусов.
Также поводом для беспокойства является большое количество фруктовых соков и подслащенных напитков, которые начинают появляться в рационе маленьких детей. Согласно рекомендациям ААР, детям в возрасте от одного до шести лет можно употреблять не более четырех-шести унций фруктового сока в день. Однако к возрасту от девятнадцати до двадцати четырех месяцев средний объём потребления составлял 9,5 унций в день среди детей, которые потребляли 100% фруктовый сок, а 10% детей ясельного возраста потребляли более 14 унций в день.
Результаты одного поперечного исследования двух- и пятилетних детей показали, что потребление двенадцати унций фруктового сока в день ассоциировалось с ожирением и низким ростом. Однако результаты этого исследования не повторялись, и несколько продольных исследований не предоставляют отчёт о связи между потреблением фруктового сока и избыточным весом. На самом деле, в работе Мелани Смит (Melanie Smith ) и Фима Лифшиц (Fima Lifshitz) сообщалось о связи чрезмерного употребления сока с неорганической задержкой в развитии, позволяя предположить, что большое потребление фруктовых соков может привести к вытеснению более калорийных и богатых питательными веществами продуктов.
Кроме того, Жан Велш (Jean Welsch) и его коллеги придерживались ретроспективного лонгитюдного дизайна исследования, чтобы оценить потребление сока и наличие избыточного веса у детей в возрасте от двух до трёх лет. У детей с выявленным риском избыточного веса, которые употребляли сладкие напитки (например, соки, содержащие витамин С, другие фруктовые соки, морсы и газированные напитки) один-два раза в день,
шансы набрать лишний вес был выше на 60%. Употребление подслащенных напитков (например, фруктовых и газированных напитков) также имеет связь избыточным весом и увеличением веса у детей в возрасте от 11 до 12 лет и от 9 до 14 лет.
Родители в роли источника продуктов и примера для подражания
Родители оказывают сильное влияние на ранний опыт детей в отношении еды и приёма пищи, обеспечивая детей генами и определёнными условиями среды. Шаблоны питания детей развиваются на ранних этапах социального взаимодействия, связанного с кормлением. Как молодые всеядные создания, они готовы научиться есть продукты из рациона взрослого населения своей культуры, и их способность научиться принимать широкий спектр продуктов является впечатляющей, особенно с учётом разнообразия моделей питания в разных культурных группах. Исследования на протяжении нескольких десятилетий в лаборатории и за её пределами показали, что, подобно другим областям развития детей, значимые взрослые действуют как мощные агенты социализации. Родители выбирают продукты из семейного рациона, служат в качестве моделей питания, которым дети учатся подражать, и придерживаются методов кормления для стимуляции развития у детей приемлемых в культурном отношении моделей питания и поведения.
Значимые взрослые в роли поставщиков продуктов питания
Исследования, проведенные вне лаборатории, подтверждают мнение о том, что предпочтения детей и их привычки потребления в значительной степени является отражением потребления привычных для них продуктов. Исследования показывают, что присутствие и лёгкая доступность фруктов и овощей в домашних условиях положительно коррелируют с уровнем потребления фруктов и овощей детьми школьного возраста. Например, Карен Каллен (Karen Cullen) с коллегами изучили взаимосвязь между наличием, доступностью и предпочтениями детей в пользу фруктов, 100% фруктовых соков и овощей в выборке из восьмидесяти восьми учеников четвертого-шестого классов и их родителей. Результаты подтвердили, что доступность оказалась единственным значимым показателем среди детей с высоким уровнем предпочтений, тогда как у детей с низким уровнем предпочтений, наличие и доступность были в значительной степени связаны с потреблением фруктов, овощей и 100% фруктового сока. Следовательно, доступность продуктов особенно важна для детей с низким уровнем предпочтения фруктов, 100% фруктовых соков и овощей. Подобным образом Полли Кратт, Ким Рейнольдс и Ричард Шевчук (Polly Kratt, Kim Reynolds, и Richard Shewchuk) изучили то, какую роль играет наличие фруктов и овощей в доме, и обнаружили, что в тех домах, где продукты находились в более высокой доступности, был отмечен ряд более сильных мотивационных факторов (например, самоэффективность и поведенческие способности/знания родителей) для потребления фруктов и овощей по сравнению с домами с низким уровнем доступности и наличия фруктов и овощей. Кроме того, наличие фруктов и овощей выступило в качестве умеренной переменной величины для потребления данных продуктов как родителями, так и детьми. Результаты относительно употребления молока примерно такие же. В исследовании, изучающем потребление напитков девочками в дошкольном возрасте, потребление молока у девочек, которым почти всегда или всегда давали молоко во время еды и перекусов, было в два раза выше, чем у девочек, которым давали молоко редко или не давали совсем. Сходство количества потребляемого молока среди матерей и дочерей также связано с тем, в какой степени молоко подавалось во время еды.
Потребление детьми определенных продуктов питания зависит не только от типов продуктов, имеющихся в доме, но и от доступного количества этих продуктов. Недавние лабораторные исследования указывают на причинно-следственные доказательства того, что большие порции пищи способствуют большему потреблению энергии детьми в возрасте двух лет. Когда размер порций основного блюда, соответствующего возрасту, увеличивался вдвое, дети дошкольного возраста съедали примерно на 25-29% больше, чем соответствующие возрасту порции этих же блюд, несмотря на то что они употребляли только две трети объёма меньших порций основного блюда и не были осведомлены об увеличении размера порций. Эти эффекты были в основном обусловлены увеличением среднего размера кусочков у детей. Дети не сокращали потребление другой пищи в достаточной мере, чтобы компенсировать потребление более крупных порций основного блюда. Это привело к тому, что потребление калорий во время приёма пищи с более крупными порциями было на 9-15% выше.
Взрослые, как и дети, едят больше, когда им подают большие порции. Однако потребление больших порций не связано с весом как у детей, так и у взрослых, позволяя предположить, что употребление больших порций не связано с набором веса; скорее, это является особой предрасположенностью взрослого человека с избыточным весом к перееданию, когда присутствуют большие порции. Данные лабораторных исследований показывают, что большие порции, подаваемые клиентам в ресторанах, магазинах и продуктовых магазинах, а также в других местах розничной торговли, приводят к увеличению среднего размера порций, потребляемых как дома, так и вне дома, а также к увеличению суточного потребления калорий детьми.
Значимые взрослые в роли примера для подражания
Дети знакомятся с едой, исходя из собственного опыта приёма пищи и наблюдая за пищевым поведением других. Линн Берч обнаружила, что в случае с детьми дошкольного возраста, выбор сверстников оказывал влияние на выбор и потребление овощей. Был обнаружен аналогичный эффект, когда дети дошкольного возраста наблюдали за пищевым поведением взрослых. Например, Хелен Хенди (Helen Hendy) и Брайан Рауденбуш (Bryan Raudenbush) обнаружили, что потребление новой пищи увеличивалось во время тех приемов пищи, во время которых дети наблюдали, как учитель ел эту пищу с энтузиазмом. Что примечательно, полный энтузиазма пример со стороны учителя был не таким эффективным, когда дети сидели со сверстниками, которые проявляли другие предпочтения в еде, чем их учителя. Уместно было бы предположить, что пример со стороны родителей окажет подобное, если не более сильное влияние на предпочтения и выбор детей, но экспериментальные доказательства этому отсутствуют.
Исследования, проведенные вне лаборатории, также косвенно подтверждают роль социального моделирования. Например, малообеспеченные девочки-подростки, которые, согласно зарегистрированным данным, видели, как их отцы потребляют молоко, потребляли больше кальция, чем те девочки, которые не видели, чтобы их отцы пили молоко. Пример родителей также имеет связь с повышенным употреблением фруктовых соков и овощей среди детей школьного возраста.
Стиль воспитания и пищевое поведение детей
Воспитание по определению включает в себя заботу и кормление детей. Впоследствии практика кормления детей превратилась в реакцию родителей на предполагаемые экологические угрозы благополучию детей. Нехватка продуктов питания и инфекционные заболевания считались основными угрозами для здоровья детей на протяжении почти всей истории человечества. Методы кормления, разработанные для устранения данных угроз, передавались от одного поколения к другому и стали традиционными методами, которые регулярно используются родителями без всякого сомнения. Однако в сегодняшних условиях мы должны задавать себе вопрос: «Являются ли эти методы кормления детей, разработанные для устранения угроз, создаваемых нехваткой продуктов питания и инфекционными заболеваниями, эффективными в борьбе с текущими угрозами здоровью детей, связанных со слишком большим количеством пищи, ожирением и сопутствующими ему заболеваниями?» Простым ответом на этот вопрос является – «нет».
Традиционные методы кормления младенцев и маленьких детей включают в себя частое и незамедлительное кормление в ответ на стресс; предоставление продуктов, разработанных специально для младенцев и маленьких детей; по возможности предоставление тех продуктов, которым ребёнок оказывает предпочтение; и побуждение детей съедать как можно больше, прибегая к использованию принудительных мер и давления. Конечно, существуют различия в специфике этих практик в разных культурах и в отношении конкретных продуктов питания, предлагаемых детям. Также в рамках одной культуры родители применяют различные методы кормления. Данные отличия обусловлены культурными различиями среди родителей и их целями по отношению к своим детям. Кроме того, индивидуальные характеристики детей, включая возраст, пол, вес и пищевое поведение, влияют на методы кормления, которые используют родители.
Методы воспитания и взаимодействия между родителями и детьми во время кормления различаются в зависимости от степени, в которой детям предоставляется определенная степень самостоятельности в еде. Эти взаимодействия могут оказать сильное влияние на развитие пищевых предпочтений, методов потребления, качества рациона, роста и веса детей. Однако важно отметить, что практика кормления может оказывать на детей непреднамеренное воздействие. Например, методы кормления, используемые родителями, часто включают в себя попытки увеличить потребление продуктов с высоким содержанием питательных веществ (например, «кушай свои овощи») или ограничить доступ и потребление «нездоровой» или «вредной» пищи (например, «нет, ты сейчас не получишь печенье»). Родители, использующие эти методы, могут руководствоваться намерением развить у детей более здоровый режим питания и, возможно, даже предотвратить появление ожирения, но результаты исследований показывают, что такие попытки могут иметь негативное влияние на пищевые предпочтения детей и их способность к саморегуляции потребления энергии.
В целом, контроль со стороны родителей при кормлении, особенно применение ограничительной практики, как правило, ассоциируется с перееданием и плохой способностью к саморегуляции потребления энергии у детей дошкольного возраста. То, каким образом формируется пищевое поведение, зависит от характера значимого лица. Например, использование еды в качестве вознаграждения за хорошее поведение увеличивает предпочтения определённым продуктам среди детей дошкольного возраста. А поскольку в качестве награды часто выступают сладкие, вкусные продукты, такая практика может иметь непреднамеренные последствия в виде поощрения предпочтений детей в отношении энергетически насыщенных, вкусных, но, как правило, вредных, продуктов. Также родители могут поощрять употребление здоровой пищи в надежде, что дети станут употреблять такие продукты, как овощи, с большим энтузиазмом; но исследования показали, что подобная практика на самом деле может привести к тому, что дети перестанут любить эти продукты и начнут избегать их. Ограничение доступа к «запрещённым» продуктам также парадоксальным образом сказывается на предпочтениях в еде и потреблении энергии. Исследования показывают, что размещение любимой еды в поле зрения, но вне досягаемости, снижает способность детей проявлять самообладание при получении еды. Как следствие, когда снимаются ограничения и открывается доступ к «запрещенной» пище, дети часто испытывают трудности в контролировании количества съедаемой пищи, что приводит к перееданию и употреблению еды без чувства голода. Например, Фишер (Fisher) и Берч (Birch) исследовали влияние ограничения физического доступа к еде у детей в возрасте от трёх до пяти лет (например, яблочному или персиковому печенью). Поведение каждого ребёнка наблюдалось пять раз в течение пяти недель. Во время процедуры с ограниченным доступом дети имели свободный доступ к контрольной пище в течение двадцати минут. В то же время, запрещенная еда хранилась в большой прозрачной банке в центре стола. Через десять минут детям был предоставлен доступ к запрещённой пище на две минуты, после чего её снова убирали со стола. Результаты показали, что пища, находящаяся в ограниченном доступе, вызывала больше положительных эмоций и больший интерес, а когда она стала доступной, дети съедали более крупные порции по сравнению с контрольной пищей в свободном доступе. Эти результаты показывают, что ограничение доступа к вкусным продуктам может быть контрпродуктивным, поскольку способно стимулировать более высокое потребление. Исследования на подопытных животных показали аналогичную картину, когда одни крысы имели доступ к предпочтительному источнику пищи ежедневно, а другие - через день. Помимо этого, результаты лонгитюдного исследования показывают, что, по меньшей мере, среди белых семей среднего класса, где есть дочери, ограничительные методы кормления, используемые матерями, прогнозируют несдержанное переедание и больший набор веса.
Чрезмерный родительский контроль и принуждение к еде также могут влиять на потребление пищи и нарушать краткосрочный поведенческий контроль потребляемой пищи у детей. Например, продольные исследования показали, что повышенный уровень родительского контроля и принуждение к еде были связаны с меньшим потреблением фруктов и овощей и более высоким потреблением жиров среди молодых девушек. Более того, в исследовании, посвящённом практике кормления детей, было обнаружено, что побуждение детей есть, сосредоточив внимание на количестве еды в тарелке, способствовало большему потреблению еды и снижению чувствительности к калорийности потребляемых продуктов. Таким образом, принуждение детей есть овощи в качестве условного обязательства, чтобы встать из-за стола или получить десерт, в конечном итоге может вызвать неприязнь к овощам.
Практика контролируемого кормления вряд ли используется в отдельности, а скорее представляет собой более широкий подход к процессу кормления ребёнка. Основываясь на полученных данных, у родителей дошкольников, которые применяли более строгие ограничения при кормлении своих детей, также был отмечен более высокий уровень давления или принуждения. Считается, что данные практики являются типичными для авторитарного стиля кормления, при котором требования к еде, предъявляемые к ребёнку, относительно высоки, но внимание к потребностям или поведению ребёнка относительно небольшое. В отличие от определенных практик, стили кормления остаются стабильными в течение определённого времени и характеризуют взаимодействие между родителем и ребёнком в самых разных ситуациях. Несколько исследований констатировали, что авторитарные родители имеют дома меньше фруктов и овощей и их дети потребляют меньшее количество этих продуктов.
В частности, Хизер Патрик (Heather Patrick) и его коллеги на примере дошкольников из Head Start и их родителей, изучили связь между стилем кормления, которого придерживаются родители, и тем, как дети потребляют пищу. Результаты показали, что авторитетный стиль кормления имел положительную связь с доступностью фруктов и овощей и попытками мотивировать ребёнка есть эти продукты. С другой стороны, авторитарное кормление ассоциировалось с меньшей доступностью фруктов и овощей. Кроме того, фактическое потребление этих продуктов варьировалось в зависимости от стиля кормления; авторитетный метод кормления имел положительную ассоциацию с потреблением молочных продуктов и овощей, в отличие от авторитарного кормления, отрицательно связанного с потреблением овощей.
Авторитетный стиль кормления также характеризуется высокими требованиями или ожиданиями, предъявляемыми к ребёнку во время еды. Однако, в отличие от авторитарных родителей, авторитетные родители, как правило, очень чутко реагируют на сигналы и пищевое поведение ребёнка. Авторитетное воспитание ассоциируется с большей доступностью фруктов и овощей дома, а также с увеличением потребления молочных продуктов, фруктов и овощей и меньшим потреблением вредной пищи. Считается, что баланс установленных ограничений и чётких ожиданий с учетом потребностей ребенка способствует надлежащему питанию и росту. На самом деле, эмпирические данные о стилях кормления и их влиянии на вес и набор веса весьма ограничены. Результаты недавнего исследования по уходу за детьми раннего возраста и развитию молодежи, проведённого Национальным Институтом Здоровья Детей и Человеческого Развития, выявили защитную связь между авторитетным стилем воспитания и риском избыточного веса среди пятилетних детей. На примере национальной выборки из 872 социально-экономических и этнически разных семей с маленькими детьми, у детей авторитарных родителей вероятность появления избыточного веса была почти в пять раз выше, чем у детей авторитетных родителей (после статистической поправки на потенциально противоречивое воздействие расы и дохода). Эти результаты показывают, что систематическое использование авторитетных методов кормления, которые устанавливают чёткие ожидания в отношении пищевого поведения детей и учитывают их потребности, может снизить риск развития ожирения.
В то время как стиль кормления, характеризуемый низкими требованиями и слабой реакцией по отношению к нуждам ребёнка, считается пренебрежительным, стиль с низкими требованиями и чутким отношением к ребёнку считается снисходительным. Логично предположить, что снисходительный стиль кормления приводит к перееданию и избыточному весу среди тех детей, которых растят в нынешних условиях пищевого изобилия. Однако это утверждение остаётся недоказанным. Согласно одному исследованию, дети, которым не уделялось должное внимание, что, возможно, является отражением снисходительного стиля воспитания, имели более высокий риск ожирения во взрослом возрасте. Однако стили кормления и их влияние на потребление пищи не учитывались. В более позднем исследовании при участии малообеспеченных афроамериканских и латиноамериканских семей, придерживающихся снисходительного стиля кормления, имели более высокие показатели веса по сравнению с детьми с авторитарными родителями.
Различные представления о здоровом весе: социально-экономический и культурный контекст
Подход родителей к кормлению своих детей отражает их цели в отношении питания и здоровья детей, и на эти цели влияют культура и социально-экономический статус. Например, среди белых не испаноязычных семей со средним уровнем доходов, матери прибегали к более строгим ограничениям в практике кормления своих дочерей и больше беспокоились о том, что у дочерей появится лишний вес. Однако избыточный вес не всегда рассматривается в качестве вреда для здоровья, особенно в случае младенцев и детей младшего возраста. Например, матери с низким уровнем доходов сообщают, что воспринимают тяжеловесного младенца как признак хорошего здоровья и успешного воспитания. Родители, считающие крупного для своего возраста ребёнка здоровым, вряд ли будут беспокоиться о его лишнем весе или использовать ограничительные методы кормления для предотвращения избыточного веса. Принимая во внимание вышесказанное, значимые взрослые могут интерпретировать поведение младенца с точки зрения возможного чувства голода и принять определённые меры для предотвращения этого состояния. В действительности матери с низким уровнем доходов часто воспринимают специфическое поведение, такое как частый плач, как признак голода. Следовательно, матери, для которых крупные размеры малыша являются в приоритете, могут прибегнуть к методам кормления, противоречащим текущим рекомендациям, включая использование смеси или добавление каш к смеси, или введение твёрдой пищи до четырёхмесячного возраста.
Культурные, социально-экономические и психологические факторы также могут формировать представление родителей о здоровом весе своих детей. Данные Третьего национального обследования здоровья и питания (Third National Health and Nutrition Examination Survey) (1988–1994 гг.) показывают, что почти треть матерей, чьи дети имеют избыточный вес, не считают своих детей страдающими избыточным весом. Среди групп населения с низким уровнем доходов от семидесяти до восьмидесяти процентов матерей считают, что их ребенок с избыточным весом имеет нормальный или даже недостаточный вес. Кроме того, матери маленьких детей из малообеспеченных семей придерживаются мнения, что социальная стигматизация, физические ограничения и отсутствие здорового питания являются более значимыми показателями проблемного веса, чем объективные измерения. Эти результаты показывают, что родители с низким уровнем доходов хотят, чтобы их дети имели здоровый вес, но отличаются от специалистов здравоохранения своим взглядом на то, что составляет «здоровый» вес. Эти результаты говорят о том, что родители с низким уровнем доходов хотят, чтобы их дети имели здоровый вес, но их взгляды на понятие «здоровый вес» отличаются от специалистов здравоохранения.
Выводы и предложения относительно мер вмешательств
Знакомство с пищевыми вкусами начинается очень рано: плод знакомится со вкусами материнского рациона питания во время беременности, а вскармливаемый грудью младенец ощущает вкус, потребляемой матерью пищи, через грудное молоко. Этот ранний опыт формирует «мостик вкусов» у младенцев, который может способствовать лучшему восприятию продуктов, содержащихся в материнском рационе. По мере того как дети переходят к модифицированному рациону взрослых, соответствующему конкретной культуре, их пищевые предпочтения и рацион питания выстраиваются исходя из доступных продуктов, которые находятся в их распоряжении; родительский пример и знакомство с продуктами играют важную роль в формировании пищевых предпочтений детей.
Эти результаты позволяют предположить ряд потенциальных подходов раннего вмешательства, которые можно использовать во время младенчества и очень раннего детства с целью стимулировать более здоровую модель потребления. Выводы исследования заключаются в том, что, если мы хотим, чтобы дети любили и ели здоровую пищу, такую как овощи, необходимо предоставить им ранний, положительный и многократный опыт употребления этих продуктов, а также обеспечить возможность наблюдать, как другие употребляют данные продукты. Естественная склонность детей отдавать предпочтение сладкой или солёной, высококалорийной пище вместо низкокалорийным, но богатой микронутриентами альтернативам подчеркивает необходимость вмешательства со стороны взрослых, чтобы обеспечить разнообразный и здоровый рацион питания. Таким образом, значимые взрослые играют решающую роль в определении того, какие продукты питания станут привычными для детей - от продуктов, которые обычно хранятся в шкафчиках, до продуктов, которые регулярно присутствуют за семейным столом, и даже продуктов, потребляемых вне дома. Значимые взрослые также выступают в качестве важных стражей общественного влияния, окружающего питание детей, включая доступ к средствам массовой информации и пример окружающих. Поскольку наблюдение за пищевым поведением других людей влияет на принятие пищи детьми, решения относительно того, как часто семья ест вместе, кто присутствует во время семейных обедов, а также что подаётся на обед, будут определять, что потребляется и какие продукты дети любят и едят. Данные относительно низкой питательной ценности пищи на общем столе, которую потребляют младенцы и дети ясельного возраста при переходе на рацион питания взрослых, свидетельствуют о необходимости консультативной помощи родителям, затрагивающей такие моменты, как важность предлагать здоровую пищу, избегать ограничительных и принудительных практик кормления и выступать в качестве положительного примера пищевого поведения для младенцев и маленьких детей.
Хотя дети обладают врождённой способностью саморегулировать потребление энергии, степень, в которой они проявляют данную способность, определяется условиями окружающей среды. Следующие факторы могут подорвать способность к саморегуляции потребления энергии у детей: большие порции высококалорийной пищи, сладкие или солёные вкусные продукты; применение методов контроля кормления, оказывающих давление или ограничивающих приём пищи; и пример чрезмерного употребления продуктов. . Как отмечалось ранее, эти современные проявления традиционных методов кормления детей, которые поощряют потребление пищи детьми, могут оказаться недостаточно адаптируемыми в условиях нынешней пищевой среды, где переизбыток продуктов, ожирение и хронические заболевания пришли на смену нехватке продуктов питания и инфекционным заболеваниям в качестве серьёзных угроз для здоровья детей.
Основная тема этого обзора заключается в том, что стратегии, которые используют родители в процессе кормления своих детей, и влияние этих стратегий на питание и здоровье детей зависят от более широкого контекста, частью которой является кормление. Таким образом, культура, традиции и окружение определяют ценности и то, какие действия необходимо предпринять для достижения целей кормления. Будучи по определению частью культуры, эти методы кормления не всегда подлежат изменению. Однако, поскольку угрозы, создаваемые нынешней средой питания, изменились, необходимы изменения и в традиционных методах кормления. Первым шагом на пути к изменению традиционных методов кормления является обеспечение родителей информацией, которая поможет повлиять на их представления и опасения относительно угрозы ожирения для роста и здоровья детей.
В нынешних условиях для поддержки способности к саморегуляции необходимы такие стратегии кормления, которые реагируют на сигналы голода и чувства сытости у детей и поощряют внимательность детей к чувствм голода и сытости. Однако эти подходы к кормлению детей представляют собой явное отступление от традиционных методов кормления, которые поощряли потребления пищи независимо от того, голоден ли ребёнок или нет. Влиятельные факторы воспитания показывают, что, для того чтобы изменить методы воспитания детей, необходимо изменить убеждения родителей относительно нынешних угроз здоровью детей. В данном случае родителям необходимо понять, что крупный, быстро растущий ребёнок, который выходит за верхние рамки шкалы процентилей, это не признак успешного воспитания, а причина для беспокойства, и что, возможно, родителям потребуется обратиться за консультацией для получения альтернативных подходов к кормлению. Задача заключается в том, чтобы обеспечить родителей информацией, которая заставит их пересмотреть свои опасения и представления о лишнем весе как угрозе для здоровья ребёнка. Также необходимо обеспечить родителей рекомендациями по альтернативным методам кормления, которые могут быть эффективными в целях поддержания здорового веса ребёнка в условиях чрезмерного потребления продуктов питания.
КУРСЫ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА «МАМИН КУРС»
более 19 000 выпускниц по всему миру
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ И УХОДУ ЗА МАЛЫШОМ

онлайн-курс
Роды от
природы
фундаментальная подготовка головы и тела к родам без страха

онлайн-курс
Экспресс-курс
«Роды от природы»
быстрый курс подготовки для женщин после 36 недели беременности

Секреты ухода
за малышом
все о бережном уходе за ребенком без коликов и без проблем со сном

книги
«Роды от природы»
и
«Новорожденная мама»
электронная или печатная версия с доставкой по всему миру
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К БЕРЕМЕННОСТИ

онлайн-курс
2 полоски
всесторонняя подготовка головы и тела к зачатию

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено ©2018-2025, maminkurs.ru
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГОЙ
ИП Носаль Евгения Евгеньевна
ИНН 667015204484
ОГРНИП 318774600422006
Оплата из любой точки мира
Копирование материалов сайта без разрешения запрещено ©2018-2025, maminkurs.ru
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГОЙ
авторизуйтесь